Терморегуляция у новорожденных

Содержание
  1. Особенности терморегуляции новорожденных детей
  2. Механизм терморегуляции
  3. Уход за новорожденным
  4. Как определить, что младенец мерзнет?
  5. Как определить, что малыш перегревается?
  6. Тренируем систему терморегуляции
  7. У грудничка горячая голова: причины. особенности терморегуляции у маленьких детей
  8. Как устроена терморегуляция у новорожденных?
  9. Когда у новорожденных стабилизируется терморегуляция?
  10. Особенности температуры разных участков тела у детей
  11. Нормальная температура для детей до года
  12. Горячая голова у грудничка – это симптом болезни или норма?
  13. Потливость головы у ребенка
  14. Как остудить ребенка?
  15. В каком месте головы нужно проверять повышение температуры у ребенка?
  16. Терморегуляция у младенцев. Закаливание новорожденных
  17. Почему необходимо закалять детей с первых дней жизни?
  18. Как же работает терморегуляция у младенцев?
  19. Как закалять?
  20. Особенности температуры тела ребенка, терморегуляция
  21. Теплопродукция в организме ребенка, детей
  22. Теплоотдача в организме ребенка, детей
  23. Температура тела ребенка, детей
  24. Изменения температуры тела у детей могут быть вызваны различными причинами
  25. Гипертермия у ребенка, детей
  26. Терморегуляция у грудничков
  27. Переохлаждение и перегрев
  28. Как понять, что ребенок замерз?
  29. Закаливание

Особенности терморегуляции новорожденных детей

Терморегуляция у новорожденных

Работа систем новорожденных детей еще не стабильна: кишечник только начинает заселяться микрофлорой, глаза учатся видеть, а уши — слышать. Не налажена и терморегуляция грудничков, привыкший находиться в теплой утробе, организм малыша еще не скоро приспособится к новым условиям.

Механизм терморегуляции

Система терморегуляции позволяет нам поддерживать постоянную температуру тела при разных условиях за счет определенных механизмов.

Если окружающая среда прохладная, начинается активное расщепление жиров и углеводов, образующее энергию, которая идет на обогрев. Когда этого механизма не хватает, чтобы держать нужную температуру тела, подключаются мышцы, — за счет их дрожи человеку становится теплей.

Если же вам жарко, то для охлаждения организм направляет кровь ближе к коже. Таким образом, расширяются сосуды у поверхности тела, и лишнее тепло отдается окружающей среде. Если этих мер не достаточно, начинают действовать потовые железы, и влажная кожа охлаждается быстрей.

У новорожденных детей такая система еще не отлажена, поэтому младенец может быстро переохладиться и перегреться, в зависимости от температуры воздуха и количества одежды, надетой на него.

У детей первого месяца жизни тепло образуется из запасов бурого жира, накопленного организмом за последнюю треть внутриутробного периода. Используя этот источник энергии, малыш может немного поддерживать температуру своего тела. Механизма дрожания у новорожденных детей еще нет, поэтому ребенок инстинктивно будет согреваться за счет активного движения конечностей.

Потоотделение у новорожденных детей еще не функционирует как следует, поэтому дети довольно легко перегреваются в жару.

Ребенок может вспотеть, когда он неправильно одет, но испарения в таком случае у младенцев не происходит, поскольку влага остается под одеждой, а следовательно, охлаждение тела не получается.

Во взрослом организме активное участие в процессе терморегуляции принимают кровеносные сосуды.

Если человеку жарко — они расширяются, кровь приливает к поверхности кожи и лишнее тепло уходит наружу. В холоде, наоборот, сосуды сужаются, не пуская кровь к периферии и не позволяя охлаждаться телу.

У новорожденных детей подкожный слой жира еще слишком тонкий, и он не способен удерживать тепло внутри тела, даже если кровеносные сосуды сузятся.

Уход за новорожденным

Переохлаждение очень вредно для новорожденных детей. Если малыш замерзнет, защита слизистых носа и ротовой полости снизится, а в кишечнике и легких пробудятся присутствующие там микробы. Снижение температуры тела на 2,5 градуса непременно приведет к серьезным нарушениям обмена веществ, которые могут вызвать смерть младенца.

При перегреве также снижаются защитные функции организма новорожденного, а на его коже возникают потнички, аллергии и дерматиты. Отмечается, что из-за недостатка тактильных ощущений у постоянно укутанных детей возникает отставание в развитии.

Вы должны контролировать, комфортно ли малышу в той одежде, что вы на него надели, трогая его шейку или носик. Если они прохладные — значит новорожденный мерзнет, если горячие или влажные — малыша следует раздеть, вытереть насухо и облачить во что-то полегче.

Чтобы следить за тем, не перегревается ли ребенок, вам следует постоянно проверять его с помощью градусника. Температура у новорожденных детей порой может достигать 37,5 градусов, и это вполне нормальные цифры.

После эпизода плача шкала градусника может подняться до устрашающих значений, но спустя 5-10 минут температура обычно приходит в норму.

Как определить, что младенец мерзнет?

  • малыш бледнеет;
  • синеет носогубный треугольник;
  • новорожденный беспокоится или, наоборот, слегка заторможен.

Чтобы быстро согреть малыша, прижмите его к себе, создав кожный контакт, — живое тепло вашего тела лучше всего согреет замерзшего грудничка, у которого терморегуляция пока еще не совершенна.

Как определить, что малыш перегревается?

Как правило, состояние перегрева можно определить, измерив температуру новорожденного. Если малыш не плакал, но она резко повысилась до 38-39 градусов, при этом шея грудничка горячая и влажная, а сам он одет в теплую одежду — немедленно раздевайте ребенка.

Состояние перегрева также характеризуется покраснением кожных покровов ребенка, апатией и отказом от еды. Если вы вовремя не заметите, что малышу жарко, его мозг может запустить защитную реакцию, — младенец уснет, причем сон его будет довольно длительным.

Заметив признаки перегрева, незамедлительно разденьте ребенка и напоите его грудным молоком, смесью или водой. Пропотев, малыш потерял много влаги, и во избежание обезвоживания, вам нужно дать ему побольше жидкости. Если через полчаса температура грудничка не снизится, вызовите врача.

Тренируем систему терморегуляции

Со временем терморегуляция придет в норму, и малыш будет справляться с перегревом и переохлаждением с помощью механизмов собственного тела. А пока вам придется внимательно следить за тем, комфортно ли новорожденному, и переодевать его, если это не так.

Чтобы система терморегуляции заработала как можно скорей, вам нужно помогать малышу подстраиваться под изменения температуры окружающей среды.

  • дома можете не надевать на новорожденного чепчик, рукавички и носочки, так его тело будет дышать;
  • тщательно подбирайте одежду для прогулок и контролируйте, не жарко ли малышу или не замерзает ли он;
  • подбирайте головные уборы по погоде, чтобы головка младенца не потела — ее перегрев негативно скажется на работе нервной системы и развитии малыша;
  • не забывайте о пользе закаливания, если температура в комнате комфортная — раздевайте ребенка и давайте ему полежать некоторое время голышом;
  • прогулки нужно устраивать в любую погоду хотя бы ненадолго, так организм младенца быстрей приспособится к перепадам температур;
  • температура в комнате, где спит и кушает новорожденный, в первый месяц его жизни должна составлять порядка 25 градусов, постепенно она должна понижаться и к полугоду быть около 20 градусов;
  • температура воды для купания должна быть идентичной температуре тела новорожденного малыша, по мере его взросления водичка будет становиться прохладней;
  • дома одевайте грудничка, как и себя — если вы ходите дома с коротким рукавом, не кутайте младенца в теплые вещи;
  • при прогулке в теплое время года складывайте козырек коляски, чтобы воздух внутри нее не застаивался и не перегревался.

Источник: https://newbabe.ru/zdorove/termoregulyaciya-novorozhdennyh-detej.html

У грудничка горячая голова: причины. особенности терморегуляции у маленьких детей

Что делать, если у грудничка горячая голова? Насколько это состояние ребенка опасно и опасно ли вообще? Этот вопрос часто не дает покоя молодым родителям, поэтому сейчас мы постараемся дать на него исчерпывающий ответ. А также выясним, каковы особенности терморегуляции у маленьких детей, и чем этот процесс отличается у малышей и взрослых.

Как устроена терморегуляция у новорожденных?

И у детей, и у взрослых людей температуру тела регулирует гипоталамус – особый отдел, расположенный в промежуточном мозге. Но вместе с тем, не меньшую роль в этом процессе имеет эндокринная и нервная система.

Так, щитовидная железа, надпочечники и гипофиз прямо влияют на выработку организмом тепла.

Вообще, терморегуляция – это комплекс химических и физических процессов, которые дают человеку возможность при необходимости увеличить или наоборот снизить продукцию тепла.

«Согреться» организму помогают мышцы и органы пищеварения, в частности – печень. В этом механизме в большей степени участвуют именно химические процессы терморегуляции, которые, как показывают исследования, довольно хорошо развиты и у новорожденных малышей.

Напротив, за теплоотдачу отвечает сосудистая система, а также потоотделение. Ввиду своей особой физиологии и недостаточной развитости кожного покрова детям тяжелее самостоятельно охлаждаться. Именно поэтому у грудничка горячая голова без температуры является нормальным состоянием.

Это, как правило, не связано с неполадками в организме, причиной данного состояния чаще всего есть банальный перегрев.

С момента своего рождения ребенок, тем не менее, может справляться с вызовами, которые ему бросает окружающая среда.

В утробе матери он находился в водах, температура которых близка к 38 градусам, поэтому, появляясь на свет, он испытывает шок, ведь попадает в место, где на 10-14 градусов холоднее.

Справиться с таким перепадом температуры ему помогает бурая жировая ткань, она начинает формироваться у плода примерно на 26-й неделе беременности и копится в организме до самых родов. Малыш будет использовать ее для того чтобы согреться примерно весь первый год своей жизни.

У недоношенных деток бурого жира не так много, как у малышей, рожденных в срок, поэтому у них гораздо хуже происходит терморегуляция. Второй особенностью малышей есть то, что у них не сокращаются мышцы во время продукции тепла.

То есть, если ребенок не дрожит на холоде, это не значит, что он не замерз. Чтобы определить это, лучше пощупать ребенка.

Если у грудничка горячая голова, значит, что ему жарко, а прохладная кожа может свидетельствовать о его переохлаждении.

Когда у новорожденных стабилизируется терморегуляция?

Первая неделя жизни для новорожденного ребенка отмечается сильными колебаниями температуры тела. Сразу после рождения здоровый ребенок имеет достаточно высокую температуру тела – 37,7–38,2 градуса.

Соответственно, у грудничка горячая и голова, а не только туловище.

Но уже спустя три часа, температура спадает, причем довольно сильно – до 35,2 градусов, после чего постепенно стабилизируется и в первые трое суток жизни держится на уровне 36,2 градусов.

После выписки из роддома многие мамы замечают, что у грудничка температура 37,2 плюс-минус несколько десятых градуса, но при этом он чувствует себя хорошо – нормально ест, спит, не капризничает.

В первые два месяца жизни такая гипертермия считается нормальной, ее связывают с недоразвитостью терморегуляции ребенка.

Насторожиться нужно, если кроме повышения температуры наблюдаются другие симптомы: у грудничка потеет голова, он беспокойный, плохо ходит в туалет, мало кушает.

Примерно с полугода у доношенных детей начинает нормализироваться температура, у них налаживаются процессы теплопродукции и теплоотдачи, но завершатся они не так скоро – только после года, а у недоношенных деток это оттягивается еще на 2-3 месяца. Перегрев у малышей случается и в старшем возрасте, поэтому их нужно всегда одевать «по погоде».

Особенности температуры разных участков тела у детей

Также часто мамы замечают, что у грудничка горячая голова, а руки и ноги при этом совершенно холодные.

В таких случаях ребенку нужно срочно померить температуру, и если зафиксировано ее повышение, значит, в организме с большой долей вероятности присутствует серьезный воспалительный процесс.

Из-за спазма сосудов тело не может терять тепло через кожу ладоней и ступней, и накапливает его внутри тела, отчего температура все большее поднимается.

Это состояние крайне опасно для малышей и требует незамедлительной врачебной помощи. Вообще, исследования врачей показали, что на поверхности разных участков тела ребенка температура, как правило, разная. Это связано с тем, что в некоторых местах расположено больше кровеносных сосудов.

Так, в центральной части туловища температура выше, а на периферии – ниже. При этом самыми холодными есть пальцы ног (у новорожденных 31,7 градуса). Пощупав малыша, родители могут заметить, что у грудничка без температуры горячая голова в области висков, а лобик прохладный.

Это абсолютно нормально и связано все с той же неравномерностью покрытия сосудами кожных покровов.

Нормальная температура для детей до года

Небольшое «потепление» тела у новорожденного это вполне нормально. Как мы уже говорили, если температура грудничка колеблется в пределах 36,5–37,5 градусов, это вполне естественно и допустимо. Во время сна ребенок может немного разгорячиться, поэтому ставить ему градусник спросонку не имеет смысла.

Такое измерение температуры тела будет неинформативным, ведь оно, вероятнее всего, покажет гипертермию, которая пройдет сама собой спустя примерно полчаса. Также ребенок может стать горячим, если его неправильно одеть, используя большое количество одежды или вещей из синтетических тканей.

При повышении температуры можно попробовать раздеть малыша и если ситуация стабилизируется, значит речь идет не о болезни, а о перегреве.

Горячая голова у грудничка – это симптом болезни или норма?

Само по себе повышение температуры в области головки ни о чем не говорит. Это может стать симптомом лишь наряду с другими характерными признаками заболеваний:

  • беспокойностью;
  • плохим сном;
  • слабым аппетитом;
  • задержкой мочеиспускания и запорами или наоборот, поносом;
  • частым беспричинным плачем.

Эти симптомы могут свидетельствовать об инфекционных или неврологических расстройствах.

Потливость головы у ребенка

Часто родители интересуются у педиатров, почему у грудничка потеет голова. По мнению ряда специалистов это связано с дефицитом витамина D в организме и рахитом, но не все доктора придерживаются такой точки зрения. Чтобы подтвердить этот диагноз, нужно проконсультироваться с неврологом и ортопедом, а также сдать кровь на биохимию.

Другой вероятной причиной потливости головы есть недоразвитость потовых желез, перевозбуждение, использование синтетической одежды и пуховых спальных принадлежностей, интенсивное сосание (от этого ребенок устает, сосание для малыша – серьезная физическая нагрузка).

Как остудить ребенка?

Прежде чем заниматься “сбиванием” температуры, нужно выяснить причину ее повышения. Для этого нужно понимать, почему у грудничка горячая голова и другие части тела. Если дело в болезни, значит необходимо ее лечение под руководством компетентного медицинского сотрудника.

Если же дело в том, что малыш перегрелся, нужно сделать все возможное для того чтобы убрать факторы, способствующие его гипертермии. Для начала ребенка следует раздеть, можно немного обтереть влажной тряпочкой его ладошки, ступни и головку. Это будет способствовать тому, что жар быстрее уйдет и температура нормализуется.

Также очень важно поддерживать нормальный микроклимат в помещении, где находится большую часть времени новорожденный. Несмотря на то, что он, находясь в утробе, привык к теплу, после рождения его не нужно растить, как тепличное растение в жаркой и душной комнате.

Температуру правильнее поддерживать на уровне 22-24 градусов и не выше, а влажность воздуха – от 40 до 60 %.

В каком месте головы нужно проверять повышение температуры у ребенка?

Многие родители, целуя в лоб свое чадо, проверяют, есть ли у него жар. Этот метод контроля повышения температуры действительно проверен поколениями.

Но нужно понимать, что потрогав эту часть головы, можно лишь определить, есть ли у малыша вообще горячка, но точного результата этот метод никогда не даст.

К тому же, важно «не промахнуться», проводя такую диагностику и не поцеловать малыша в височек, где в принципе кожа гораздо теплее, и может показаться, что у грудничка температура 37 градусов или еще выше.

Источник: http://fb.ru/article/402629/u-grudnichka-goryachaya-golova-prichinyi-osobennosti-termoregulyatsii-u-malenkih-detey

Терморегуляция у младенцев. Закаливание новорожденных

Терморегуляция у младенцев. Закаливание новорожденных

Новорожденный ребенок такой крохотный, такой хрупкий, нежный и трогательный, что хочется все время его защищать, что-то делать для него. Этот инстинкт призван защитить младенца, но в наше цивилизованное время зачастую он сильно вредит здоровью ребенка.

Типичная картина в роддоме: температура 24 градусов и кулечек из малыша, подгузника, костюмчика или бодика, и двух пеленок. В более щадящих случаях ограничиваются костюмчиком, шапочкой и одеяльцем. В результате, многие малыши приезжают домой с кожей красной и покрытой потницей.

Признаюсь, мой первый ребенок приехал именно в таком виде.

Почему необходимо закалять детей с первых дней жизни?

Ваш самый чудесный малыш на свете жил в вашем животике в тепле и уюте. Его тело не утруждало себя решение вопросов увлажнения, очищения, нагревания и охлаждения. Но теперь он родился и на его тело обрушилось множество самых разных ощущений и проблем. И ваша главная задача – научить все системы тела вашего маленького чуда быстро и адекватно, реагировать, чтобы суметь себя защитить.

Все мои трое детей за первый год жизни болели только по одному разу, и то потому что я их заражала. Но, что удивительно, в то время, как я с ларингитом мучилась две недели, они болели не больше недели.

После года их болезни сводились к небольшому насморку, может кашлю, примерно два раза в год.

Я никогда не парюсь по поводу их одежды – пусть хоть голые ходят по улице, если им не холодно, никогда не запрещала лазить по весне в лужах, дома они ходят только босиком, без носков, без тапок, кто-то в штанах и кофте, кто-то в одних трусах. При этом дома у нас не более 18 градусов.

Меня растили по стандартным правилам – теплая одежда, теплая шапочка, теплое укрывание, страх перед сквозняками. При этих казалось бы оптимальных условиях, я умудрилась-таки попасть в больницу с воспалением легких в возрасте трех лет.

Все детство, сколько себя помню, болела. В подростковый возраст пришла с хроническим тонзиллитом. И сейчас я болею на порядок дольше и сложнее, чем они, и намного быстрее их замерзаю.

Своим детям я такого не хотела, поэтому учила их тело правильно реагировать на холод уже в роддоме.

Как же работает терморегуляция у младенцев?

Новорожденный ребенок рождается с эффективной системой терморегуляции, просто она отличается от системы взрослого человека.

Это сделано природой специально для того, чтобы у младенца была возможность сформировать новую систему терморегуляции и иммунитета с нуля, идеально подходящую под те условия, в которых ему предстоит жить.

Если вы постоянно кутаете ребенка, и он находится на грани перегрева, то эта новая система формируется так, словно он живет в каком-нибудь экваториальном климате. Тело будет плохо справляться с охлаждением, что будет постоянно сказываться на иммунитете. Отсюда и частые простуды.

Итак, у новорожденного за нагрев тела отвечает бурая подкожная жировая ткань, которая расположена между лопатками, на груди, на шее, возле отдельных органов.

Она формируется с 26 недели беременности специально для того момента, когда произойдет чудо рождения.

Если малышу холодно, то в этой жировой ткани начинают активно происходить процессы окисления жиров с выделением энергии – тело нагревается. Несложный, но эффективный механизм теплопродукции.

Если же бурая жировая ткань не справляется, то в работу подключается свойство мышечной ткани создавать тепло при работе. Малыш просыпается, начинает плакать и активно двигаться. Если же и это не помогает, то после истощения всех запасов питательных веществ в теле, новорожденный умолкает, перестает двигаться, тело начинает быстро охлаждаться и может наступить смерть.

А вот возможностей бороться с перегревом не так много. Потовые железы работают еще плохо, а и слой одежды мешает испарятся поту.

А прекратить выработку тепла полностью невозможно, ведь оно вырабатывается все время в результате множества происходящих в теле окислительных реакций.

Эти реакции необходимы для получения питания клетками, для создания новых клеток, для перехода одних веществ в другие. Тепло выделяется и от постоянного движения внутри его тела – движется кровь, движутся внутренние органы, движутся клетки.

Перегретый малыш становится неактивным, горячим, мокрым, у него нет сил даже для того, чтобы расплакаться. Ведь теперь его организм экономит на движениях. Если ему не помочь, то тело начинает разрушаться и закончиться все может смертью. В более легких формах перегрев мы наблюдаем в виде потницы или вдруг появившейся болезни.

По мере взросления система терморегуляции у младенца изменяется, становится такой, как у взрослых. Гипоталамус созревает и берет на себя ответственность за обеспечение постоянной температуры тела.

В его распоряжении теперь находится широкий спектр инструментов: создание подкожно-жировой прослойки, гормоны, питательные вещества из пищеварительной системы, потовые железы, мышцы и пр.

Так вот, задача родителей научить гипоталамус в совершенстве владеть этими инструментами. Для этого надо с первых дней закаливать ребенка.

Как закалять?

Вообще, методик закаливания много. Вы выбираете тот способ, который больше всего подходит вам в силу вашего образа жизни и бытовых условий. Но есть несколько общих правил, которые надо соблюдать независимо от методики:

  • Если новорожденный мерзнет, у него синеет носогубный треугольник, он кричит, сучит ручками и ножками, может начаться дрожь, бедрышки на ощупь прохладные. А вот носик, ручки и ножки в норме должны быть прохладные, т.к. они все время влажные.
  • Если младенцу жарко, то его спинка, шея, подмышки становятся мокрыми, лицо и тело краснеет, он становится вялым, сонным. При сильном перегреве младенец может уйти в спячку на несколько часов, что позволяет ему сократить все реакции в теле.
  • Любая закаливающая процедура не должна вызывать у ребенка приступ плача. Если вы снизили температуру в ванночке и малыш стал плакать, то скорее доставайте и успокаивайте, а в следующий раз снизьте чуть меньше.

Я же делала примерно так:

В самом роддоме нас всех заставляли мерить температуру малышам и первые дни после приезда первого малыша из роддома я регулярно мерила ему температуру, чтобы знать, как она меняется в зависимости от того, как я его одевала. Самочувствие второго и третьего ребенка я определяла рукой и зрением.

Чепчик на головку не нужно надевать, если в помещении температура выше 20 градусов. На меня в роддоме косо смотрели, потому что мои дети (кроме первого) лежали в легком костюмчике и без чепчика (температура у нас в палате была 24 градуса), а после смены подгузника некоторое время вообще голые лежали на пеленке – проветривались.

При смене подгузника не спешите одевать кроху – пусть кожа немного подышит. Сосуды тела научаться сужаться, чтобы экономить тепло. У нас дома была температура около 22 градусов, но в деревне она была и 18 – 19 градусов – голенькими они у меня все-равно лежали.

Если на улице 30 градусов и выше, то на прогулке не нужны ни одеяло, ни закрытый костюмчик. Лучше всего, чтобы малыш катался в своей колясочке в одном памперсе. Памперс тоже можно расстегнуть, чтобы не потела промежность.

Мыть малыша в воде с температурой выше 36 градусов не нужно. Лучше температуру постепенно снижать, доведя до 28 градусов. Я даже новорожденных не мыла в 37 градусах. Воду я не кипятила никогда. Только марганцовку добавляла в первые две недели.

В конце купания в ванну со стороны ножек наливайте холодную воду, чтобы температура в ванночке снизилась – такая контрастная процедура более щадящая, чем обливание прохладной водой. Я опускала малышей в ванну в пеленке – так они меньше пугались и редко, когда вздрагивали от прохладной воды. После опускания пеленка просто опускалась на дно.

Про закаливание неплохо расписывает Комаровский в своих книгах, но есть и другие менее модные методы. Хотя я не следовала его книгам, как четким инструкциям.

Вообще, в закаливании я всегда придерживалась мнения (и сейчас придерживаюсь): если чувствует себя нормально, не жалуется, то ему не холодно.

Второй ребенок у меня родился в конце мая, а в середине июня начался купальный сезон – его тельце мы тоже кружили по водичке в речке (косых взглядов было много).

Кстати, во время беременности я не отказывала себе в удовольствии искупнуться в речке, даже на последних месяцах (старший родился в середине сентября). Хотя никогда не видела купающихся в водоеме беременных. Так что допускаю, что я одна такая.

Источник: https://na-poluostrove.ru/blog/termoregulyaciya-u-mladencev-zakalivanie-novorozhdennyh

Особенности температуры тела ребенка, терморегуляция

Особенности температуры тела ребенка, терморегуляция

Поддержание равенства теплопродукции и теплоотдачи в условиях изменения интенсивности метаболизма, двигательной активности организма ребенка и (или) температуры среды существования является одной из важнейших функций (первой) системы терморегуляции.

Величина температуры тела при достижении равенства величин теплопродукции и теплоотдачи могла бы устанавливаться на различных произвольных уровнях, но благодаря функции центральных — гипоталамических — центров терморегуляции эта величина температуры вполне определенная (меньше 37 град С).

Формирование центральными нейронными структурами гипоталамуса определенной величины регулируемой в данном организме температуры является второй важнейшей функцией системы терморегуляции.

Если обе эти функции выполняются успешно, то система терморегуляции обеспечивает решение главной ее задачи — поддерживает температуру мозга и других тканей «ядра» тела (печень, почки, мозг, работающие мышцы и др.) на относительно постоянном уровне.

Теплопродукция в организме ребенка, детей

Суммарная теплопродукция в организме состоит из первичной теплоты, выделяющейся в ходе постоянно протекающих во всех органах и тканях реакций обмена веществ, и вторичной теплоты, образующейся при расходовании энергии макроэргических соединений на выполнение мышечной работы и других функций. Теплопродукция в организме ребенка зависит от величины основного обмена, «специфически динамического действия» принимаемой пищи, мышечной активности и изменения интенсивности метаболизма, связанных с изменением температуры внешней среды. Метаболические процессы осуществляются с неодинаковой интенсивностью в различных органах и тканях, и поэтому вклад в общую теплопродукцию организма отдельных органов и тканей неравнозначен. Наибольшее количество тепла образуется в органах и тканях «ядра» организма: печени, почках, мозге, работающих мышцах.

Теплоотдача в организме ребенка, детей

Различаются следующие механизмы отдачи тепла организмом в окружающую среду: излучение, теплопроведение, конвекция, испарение влаги. Теплоотдача первыми тремя способами может осуществляться только при условии, когда температура поверхности тела выше, чем температура среды существования.

Теплоотдача за счет испарения влаги может осуществляться как при наличии положительной разницы температур поверхности тела и среды, так и в условиях более высокой температуры внешней среды. Теплоотдача путем испарения прекращается при 100 % насыщении внешней воздушной среды парами воды или в воде.

Все вышеперечисленные способы отдачи тепла подчиняются физическим законам.

За счет возникновения физиологических реакций организма на воздействие тепла, холода или существенное изменение теплопродукции можно оказать влияние на величину температуры поверхности тела, а тем самым на величину градиента температур между поверхностью тела и окружающей средой и величину теплоотдачи.

Этими реакциями являются сосудистые реакции — сужение или расширение поверхностных сосудов кожи.

Если расширения сосудов оказывается недостаточно для увеличения теплоотдачи (в условиях высокой внешней температуры), то стимулируется потоотделение, что создает дополнительные возможности для усиления теплоотдачи за счет испарения большего количества влаги с поверхности кожи и снижения температуры тела.

В условиях, когда при действии холода сужение сосудов оказывается недостаточным для снижения теплопотерь и предотвращения охлаждения организма, стимулируются физиологические реакции увеличения теплопродукции (сократительный и несократительный термогенез).

Таким образом, теплоотдача любым из способов является по своей природе пассивным физическим процессом, а физиологические терморегуляторные реакции сосудов или потоотделения лишь способствуют изменению условий рассеяния большего или меньшего количества тепла в окружающую среду и достижения баланса между величинами теплопродукции и теплоотдачи.

Кожа новорожденных и детей раннего возраста хорошо васкуляризована, и вследствие интенсивного притока нагретой крови к поверхности тела из внутренних органов температура кожных покровов у детей выше, чем у взрослых.

Кроме более высокого градиента температур между поверхностью тела и внешней средой у детей имеется еще ряд факторов, обусловливающих интенсивную теплоотдачу.

Это в 2 раза большая площадь поверхности тела на 1 кг массы тела, малая толщина кожи и ее низкие теплоизоляционные свойства, особенно при недостаточности подкожного жирового слоя.

Созревание у ребенка механизмов регуляции теплоотдачи отстает от развития механизмов регуляции теплопродукции и фактически завершается только к 7-8-летнему возрасту. Раньше (к 6 мес.-1 году) созревают механизмы регуляции теплоотдачи через реакции поверхностных сосудов.

Увеличение функциональной активности потовых желез и регуляция потоотделения развиваются у детей в более поздние сроки.

Запаздывание развития механизмов, контролирующих теплоотдачу, по сравнению с развитием механизмов регуляции теплопродукции обусловливает то, что при несоблюдении элементарных мер предосторожности или при развитии некоторых заболеваний перегревание детей первых месяцев и лет жизни более вероятно, чем их переохлаждение.

Состояния перегревания или переохлаждения детского организма особенно вероятны при контакте тела с водной средой (ванночки) или с другими физическими телами (холодный операционный стол и другие условия), когда рассеяние тепла осуществляется посредством теплопроведения. Интенсивность теплоотдачи при этом также зависит от градиента температур контактирующих тел, площади контактирующих поверхностей, времени теплового контакта и теплопроводности контактирующего тела.

Высокие скорости рассеянии, тепла и перегревания или переохлаждения тела ребенка достигаются при отдаче им тепла конвекционным потокам воздуха или воды. Обнаженные дети 1-го месяца жизни при температуре воздуха 30-34 град С отдают конвекционным потокам воздуха около 36 % тепла.

Высокой интенсивности теплоотдачи у детей способствует также рассеяние тепла посредством испарения влаги с поверхности тела и со слизистой оболочки дыхательных путей.

Решающую роль в изъятии тепла от внутренних органов и тканей, продуцирующих его в больших количествах, и предупреждении их перегревания играет циркуляция крови.

Кровь обладает высокой теплоемкостью, и за счет усиления или ослабления кровотока, направленного к поверхностным тканям, осуществляются перенос тепла к поверхности тела, ее согревание или охлаждение и создание условий для большей или меньшей отдачи тепла в окружающую среду.

Уровень регулируемой температуры тела устанавливается в организме гипоталамическими центрами терморегуляции.

Температура тела ребенка, детей

Плод, находящийся в утробе матери при относительно постоянной температуре ее тела, не нуждается в собственной терморегуляции.

Температура тела (ректальная) у здорового новорожденного составляет 37,7-38,2 град С, что на 0,1-0,6 град С выше температуры тела матери. У детей, родившихся недоношенными, родившихся в асфиксии или сильно травмированных при рождении, наблюдается значительное снижение температуры тела, которое может сохраняться в течение нескольких суток.

В течение ближайших нескольких часов после рождения температура тела у здоровых новорожденных понижается на 1,5-2 град С. На степень снижения температуры тела влияют вес ребенка, размеры его тела, количество первородной творожистой смазки, условия ухода за новорожденным. У здоровых детей температура тела вскоре начинает повышаться и через 12-24 ч достигает 36-37 град С.

Ректальная температура у детей обычно на 0,3-0,5 град С выше кожной, измеряемой в подмышечной впадине или в паховой области. После физических упражнений, особенно после бега, длительных прогулок и других нагрузок временное повышение ректальной температуры у детей больше, чем подмышечной, а разница температуры в этих областях может достигать 1 град С и более.

Характер суточных колебаний температуры тела, или циркадного ритма, у разных детей варьирует, но относительно постоянен у отдельного индивидуума.

Циклические суточные колебания температуры тела у здорового ребенка устанавливаются к 1,5-2 мес. жизни, что совпадает по времени с формированием суточных ритмов сердечных сокращений и частоты дыхания. У недоношенных детей суточная цикличность температуры устанавливается значительно позднее, чем у доношенных.

Относительная недостаточность теплопродукции у новорожденных, и особенно недоношенных, требует создания для них оптимального температурного окружения — термонейтральной зоны. Ее границами является диапазон температуры воздуха, окружающего ребенка, при котором нормальная температура тела поддерживается при минимальном напряжении механизмов теплопродукции.

У здоровых новорожденных детей практически не наблюдается снижения температуры тела ниже 36-36,1 град С. Снижение температуры ниже этого уровня обычно отражает несостоятельность энергетического обмена.

Изменения температуры тела у детей могут быть вызваны различными причинами

Изменения температуры тела у детей могут быть вызваны различными причинами. Длительное влияние холода или жары может оказаться некомпенсированным еще недостаточно зрелыми механизмами терморегуляции и привести к значительному повышению (экзогенная гипертермия) температуры тела или ее снижению (экзогенная гипотермия), что часто возникает у недоношенных и незрелых детей.

Легко перегреваются при повышении температуры воздуха новорожденные, что обусловлено малой массой их тела, близостью значений температуры термоиндифферентной зоны и температуры тела, низкой функциональной активностью потовых желез. Перегреванию способствует также излишнее ограничение теплоотдачи одеждой.

При действии пониженной температуры воздуха у новорожденных усиливается теплопродукция, однако интенсивность этой реакции часто оказывается недостаточной для сохранения нормальной температуры тела, особенно при длительном воздействии холода.

Таким образом, среди важнейших особенностей терморегуляции у новорожденных можно выделить: более высокий уровень теплоотдачи по отношению к теплопродукции; ограниченную способность увеличивать теплоотдачу при перегревании, а также повышать теплопродукцию при охлаждении; неспособность реагировать лихорадочной температурной реакцией из-за слабой чувствительности нейронов гипоталамуса к действию лейкоцитарного и других эндопирогенов и содержанию в крови в высокой концентрации аргинин-вазопрессина, снижающего температуру тела.

Особенностью терморегуляции у новорожденных является отсутствие реакций повышения терморегуляционного тонуса и холодовой дрожи при понижении температуры тела. При быстром охлаждении у них возникают разнообразные некоординированные движения, сопровождаемые криком. Эта реакция служит сигналом для матери о необходимости устранить воздействие холода.

Критериями зрелости системы терморегуляции принято считать наличие у ребенка относительного постоянства ректальной температуры при температуре воздуха 20-22 град С; разницы между ректальной температурой и температурой в подмышечной впадине или между температурой кожи на груди и на стопах; суточной периодики температуры тела; температурной реакции при инфекционных заболеваниях (например, при гриппе).

Прививки ребенку от гриппа — детская поликлиника «Маркушка».

Гипертермия у ребенка, детей

Если интенсивность теплопродукции превышает способность организма отдавать тепло в окружающую среду, возникает гипертермия.

Вероятность возникновения гипертермии возрастает в условиях действия на организм внешней температуры, превышающей 37 %, при 100 % влажности воздуха, когда испарение пота или влаги с поверхности тела становится невозможным.

В случае продолжительной гипертермии может развиться тепловой удар.

Это состояние организма характеризуется покраснением кожи в результате расширения периферических сосудов, отсутствием потоотделения, признаками нарушения функций центральной нервной системы (нарушение ориентации, бред, судороги). В более легких случаях гипертермии может развиться тепловой обморок, когда в результате резкого расширения периферических сосудов происходит падение артериального давления.

Источник: http://mark-med.ru/stati/osobennosti-termoreguljacii-u-detej/

Терморегуляция у грудничков

Терморегуляция у грудничков

Новорожденный появился на свет из матки, где температура была довольно постоянной и составляла 38-38,5’C. На земле ни о такой температуре, ни о ее постоянстве мечтать не приходится. Поэтому процесс привыкания ребенка к новым температурным условиям должен проходить мягко и постепенно.

Термоадаптация – это процесс приспособления новорожденного и грудного ребенка к новому температурному режиму в условиях внеутробного существования. Термоадаптация новорожденного происходит во время ежедневных воздушных ванн, во время подмывания и купания при условии полноценного холдинга и грудного вскармливания.

Первоначально термоадаптацию младенца обеспечивает мама.

С одной стороны, она должна продлить для ребенка условия внутриутробного комфорта, а с другой – дать ему возможность встретиться с новым миром, познакомиться с ним и безопасно адаптироваться к новым воздействиям. Чтобы обеспечить внутриутробный комфорт, мама носит малыша на себе, кормит его грудью, что удлиняет контакт с привычным материнским теплом.

Периодически она откладывает ребенка, чтобы обработать или переодеть его, в это время он принимает кратковременные воздушные ванны. Она также регулярно, 4-5 раз в день, подмывает ребенка.

Чтобы термоадаптация была полноценной, подмывать ребенка следует водой разной температуры. Для этого мама, не выбирая, подмывает его то холодной, то теплой водой. Через некоторое время ребенок начинает реагировать совершенно спокойно на воду любой температуры и просто терпеливо ждет, когда его закончат подмывать.

Переохлаждение и перегрев

Новорожденный не может самостоятельно поддерживать температуру своего тела, поэтому он чрезвычайно чувствителен к перегреву и переохлаждению. Мама должна согревать малыша своим теплом, чтобы не наступило охлаждение, и спасать его от жары, чтобы не было перегрева.

Наиболее чувствителен к охлаждению животик ребенка. Недостаточное согревание живота младенца нарушает работу его кишечника, что грозит вспучиванием. Кроме этого, охлаждение неблагоприятно влияет на работу почек и надпочечников.

Чтобы определить, не холодно ли ребенку, мама в первую очередь должна ориентироваться на субъективное восприятие внешней температуры.

Для этого она должна быть одета чуть легче, чем малыш, потому что новорожденному всегда будет холоднее, чем взрослому.

Например, если мама ходит в футболке и шортах, то ребенок должен быть одет в футболку или хлопчатобумажную распашонку, а если на маме свитер, то на ребенке должны быть распашонка, теплая кофточка и фланелевая пеленка.

Перегрев не менее опасен для организма ребенка и может привести к тепловому удару. Поэтому, если малышу жарко, с него следует снять лишнюю одежду, обмыть прохладной водой, чтобы ему стало комфортнее, а на улице его можно спрятать в тень.

Мама должна следить за температурой окружающей среды и при возможности регулировать ее, чтобы избежать неблагоприятных воздействий на ребенка.

Как понять, что ребенок замерз?

Если малыш не замерз, то его кожа должна быть ровного розового цвета, она не должна становиться синюшной или мраморной. При этом синюшность стоп и кистей рук младенца не является признаком охлаждения.

На ощупь кожа должна быть теплой или прохладной, но не холодной.

Теплыми должны быть подмышечные впадины, а также складки под коленями, в локтях, в паху. Холод в этих сгибах говорит об охлаждении ребенка.

Если ребенок лежал отдельно от матери 20 минут, во избежание охлаждения его следует взять на руки, чтобы согреть материнским теплом.

Закаливание

Благополучная термоадаптация является основой для дальнейшего закаливания ребенка. Закаливание – это формирование устойчивости организма по отношению к воздействиям внешней среды. Влияние температур является лишь одним из воздействий внешней среды.

Необходимость в закаливании должна быть обусловлена образом жизни. Если человек ходит по снегу, потому что ему необходимо каждый день выбегать за дровами, — это и есть самые оптимальные условия для закаливания.

Все искусственные меры не дают устойчивых результатов и даже могут подорвать здоровье. Для успешного закаливания немаловажно сознательное желание ребенка испытать свою выносливость, поэтому начинать закаливающие процедуры следует не ранее, чем в 5-6 лет. Именно в этом возрасте дети готовы испытать свой организм на выносливость.

http://www.mirwomne.ru/deti-do-goda/articles/fiziologiya-malischa/termoregulyaziya-u-grudnichka/

Семья и ребенок | Создание здоровой семьи, воспитание детей

Сотни делегатов, собравшихся весной этого года в Женеве на сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения, ожидали, что резолюция о пользе грудного вскармливания будет одобрена быстро и с легкостью. Основываясь на многолетних исследованиях, авторы резолюции утверждают, что материнское молоко является самой здоровой пищей для младенцев и что страны должны стремиться ограничивать…

Читать далее

Американский боец ММА Джефф Монсон, получивший в этом году российское гражданство, намерен открыть несколько бесплатных спортивных школ, в том числе и в Барнауле, об этом Монсон рассказал на встрече с журналистами в столице Алтайского края. Боец смешанных единоборств Монсон намерен развивать детский спорт в России. Он уверен, что…

Читать далее

В 19 веке, такой диагноз считался участью людей благородного происхождения. На самом деле болезнь по статусу не выбирает. Возрастного ценза не имеет. Страдают от ее болей и дети и взрослые. Можно только сказать, что женщины страдают от нее немного чаще. У мужчин приступы начинаются, в основном после тяжелых…

Читать далее

Вред пива для человеческого сердца — насколько он реален? Сколько пива уже вредно для «сердечников»? Как вред пива проявляется на сердце? Что происходит с сердцем от избытка жидкости, вызванного пивом? Вред пива как причина инфаркта — возможно ли это? Какова цепочка нарушений в работе сердца, приводящая к инфаркту…

Читать далее

1. Средство от метеоризма и вздутия Газы бывают у всех нас. В среднем человек испускает газы 14 раз в сутки — это совершенно нормальное явление. Но если вас мучает метеоризм или болезненное вздутие живота, вам поможет активированный уголь! Исследования показывают, что при приёме активированного угля перед пищей объём…

Читать далее

Вред кофе для желудка и обмена веществ Вред кофе различных видов – натурального и растворимого. Сколько кофе можно выпить за день, чтобы не нанести себе вреда? Вред кофе не только в кофеине. Как органы пищеварения страдают от воздействия кофе? Какое вещество, содержащееся в кофе, наносит вред желудку? Почему…

Читать далее

Что такое багульник Латинское название этого растения произошло от греческого слова, которое обозначало «ладан».По сравнению с ладаном багульник конечно, лестной, однако так же как и ладан, багульник обладает отчетливым смолистым запахом. Само название багульника с латыни переводится как «болотный». Багульник – вечнозеленый кустарник высотой 20 – 125 см…

Читать далее

Кажется, еще не так давно мы и знать не знали о существовании так называемой психосоматической медицины. И все шли к узким специалистам, даже не догадываясь о том, что большинство наших “болячек” дело наших же рук. Психосоматические заболевания – это реакция на стресс Ипохондрия – это психоневрологическое расстройство, выражающееся в постоянном…

Читать далее

Ставшее очень модным в последнее время очищенное детское питание является слишком сладким для того, чтобы считаться здоровым. Даже такие вкусы, как брокколи и красный перец, преимущественно содержат яблоки и груши, как показало исследование. Модное очищенное детское питание вредно для зубов младенцев, оно может приводить к появлению ожирения у…

Читать далее

Вести здоровый образ жизни, следить за своим питанием, сохранять позитив и улыбку очень важно в любом возрасте. Но ещё надо помнить о важности знаний гигиены и санитарных правил и норм, принебрежение к которым зачастую приводит к негативным последствиям. О них наш корреспондент Роза Шарафеева побеседовала с заведующей отделом…

Читать далее

Источник: https://family-child.ru/?p=8947

Мамино счастье
Добавить комментарий