Педагогический прикорм при грудном вскармливании таблица

Содержание
  1. Педагогический прикорм при грудном вскармливании
  2. Что думает доктор Комаровский?
  3. Правила педприкорма
  4. Положительные моменты
  5. Трудности преодолимы
  6. Сколько и когда?
  7. Сохранение традиций
  8. Если ребенок страдает аллергией
  9. Педагогический прикорм: хорошо забытое старое
  10. Прикорм — что такое?
  11. Виды прикорма
  12. Что такое педагогический прикорм
  13. Плюсы и минусы этого типа прикорма
  14. Педагогический прикорм: как правильно организовать
  15. Организация педагогического прикорма
  16. Плюсы и минусы метода
  17. Когда вводить прикорм
  18. С чего начать прикорм
  19. Педагогический прикорм при грудном вскармливании
  20. Плюсы педагогического прикорма
  21. Правила введения педагогического прикорма
  22. Этапы педагогического прикорма
  23. Педагогический прикорм при грудном вскармливании: основные правила
  24. Подробнее о педагогическом прикорме
  25. Всем ли детям подходит педагогический прикорм?
  26. Подготавливаем ребенка к педагогическому прикорму
  27. Когда ребенок готов к прикорму?
  28. Как правильно организовать педагогический прикорм?
  29. Совмещение различных схем прикорма
  30. Плюсы и минусы педагогического прикорма

Педагогический прикорм при грудном вскармливании

Педагогический прикорм при грудном вскармливании таблица

Молодые родители нередко путаются в понятиях, касающихся методик прикорма. Много вопросов обычно вызывает педприкорм (педагогический прикорм). Но это легко исправить.

Depositphotos.com monkeybusiness

Различают прикорм двух видов.

  • Педиатрический прикорм привычен для многих мам. В рацион крохи вводят определенные продукты согласно возрасту. Среди них немало коробочек и баночек со специальным детским питанием. Все делается по рекомендации детских врачей, причем схема такого прикорма уже давно стала традиционной. Плюс методики – постепенное знакомство ребенка с новыми продуктами, что позволяет исключить из меню аллергены. Второе преимущество – удобство составления полноценного детского рациона благодаря подробным возрастным таблицам.
  • Педагогический прикорм подразумевает использование тех же продуктов, что ест мама малыша. Основным остается грудное вскармливание, но по мере развития ребенок может брать с маминой тарелки то, что ему хочется. Если кроха на искусственном вскармливании, педприкорм для него не рекомендуется. Методика основана на понимании того факта, что питательные вещества в рационе мамы и в грудном молоке – одни и те же.

Главный плюс, по мнению сторонников педагогического прикорма, что во время завтраков, обедов и ужинов малютка питается вместе с родителями и копирует их поведение. Младший член семьи может сразу кушать неопасные для него (по размеру и консистенции) кусочки продуктов с общего стола, в результате чего в будущем у него не возникнет проблем с пищеварением и нарушения аппетита.

Как только ребенок достигает годичного возраста, он может полностью перейти на взрослый стол. Это позволит молодой маме оставлять малютку с родственниками и не беспокоиться о его питании.

Что думает доктор Комаровский?

По мнению детского врача Евгения Комаровского, педприкорм – результат многолетней работы приверженцев кормления по требованию. Если малыш категорически отказывается от любой еды, кроме маминого молока, родителям приходится «хитрить».

Комаровский обращает внимание на то, что самостоятельно питаться малыш все равно не будет.

«Методика педагогического прикорма безопасна, только если постоянно наблюдать за ребенком, и, пока не стало модным грудное вскармливание, никому не приходило в голову искать альтернативу традиционному способу прикорма», – считает детский врач.

Правила педприкорма

  1. Малыш питается вместе с родителями. Отдельно готовить для ребенка не нужно. На столе находится ограниченное количество еды.
  2. Пища ребенку выдается из тарелочки в ручку. Так с ранних пор малютке прививается культура питания.
  3. Пока ребенок пытается дотянуться до еды, ему подносят микродозы. Если интерес к еде пропал – малыш насытился.
  4. Микродозы – маленькие кусочки еды, не больше горошинки. Попадая в ЖКТ, они не причиняют дискомфорта и выходят в слегка переваренном или первичном виде.

    В детском организме вырабатываются ферменты, а «взрослая» пища хорошо воспринимается пищеварительной системой.

  5. Во время введения педприкорма малыш остается на грудном вскармливании.
  6. Объемы твердой пищи в меню ребенка постепенно увеличивают.
  7. Одного за столом кроху не оставляют.

    Нужно внимательно наблюдать за ним и при необходимости помогать справляться с кусочками пищи.

Положительные моменты

  • Малыш быстро осваивает глотательные и жевательные рефлексы. Легко учится орудовать ложкой и увереннее чувствует себя за столом рядом с родителями.
  • В дальнейшем у ребенка не возникает проблем с аппетитом: не нужно уговаривать покушать или развлекать во время кормления. Малоежки при использовании методики педагогического прикорма – редкое явление.
  • Грудное вскармливание остается главным элементом детского меню.
  • Быстрая адаптация к рациону питания всей семьи (родителям не надо готовить отдельную пищу для малыша). Налицо – экономия времени, которого молодой маме вечно не хватает, и бюджета.
  • По достижении 9-ти месячного возраста малыша уже можно ненадолго оставлять на бабушек или няню, поскольку он уже готов к предлагаемой ему пище – такой, какую едят все члены семьи.

Трудности преодолимы

Педприкорм имеет и минусы (к счастью, временные):

  • Первое время малыш нередко языком выталкивает назад кусочки еды. При этом он может кашлять, что тревожит родителей. Тут важно различать две ситуации: когда ребенок не способен справиться с крупными кусками еды и когда пытается прожевать, но давится. Опыт показывает, что малютка быстро учится разжевывать пищу, если не проявлять по отношению к нему бурных эмоций.
  • Трудно определить, на какой из продуктов у крохи проявилась негативная реакция – диатез или жидкий стул (к теме аллергии мы еще вернемся).
  • За столом ребенок неизбежно пачкается, рассматривая пищу и играя с ней. Это естественно для его возраста, но может нервировать маму.

Родители хотят для своих деток самого лучшего. Поэтому если малютка ест то же, что и мама с папой, это ведет к пересмотру взрослого рациона. В результате вся семья переходит на здоровое питание.

Маме понадобится помощь – сложно готовить и одновременно смотреть за малышом. И времени на кухне придется проводить больше. Ведь со стола исчезнут полуфабрикаты, острые приправы, соусы, жареные и жирные блюда.

Сколько и когда?

Педприкорм рекомендуется вводить с 5,5 месяцев посредством микродоз, которые равняются объему пищи в маминой щепотке. Начинать следует с монопродуктов, в данном случае – с какого-то одного овоща.

К концу первой недели малыш сможет пробовать до 3-х продуктов одновременно.

Если родители придерживаются теории педагогического прикорма, они выберут удобное для всех питание с обилием гарниров, необходимых малышу: круп, овощей и т. д.

С новой пищей детей грудного возраста (от 4 недель до 1 года) знакомят с помощью микродоз.

Приучать к общему столу рекомендуется постепенно. Для начала хватит и одного застольного обеда с мамой. Далее количество таких кормлений в сутки увеличивают.

Последовательность ввода продуктов в детское меню не имеет столь большого значения, как в случае с педиатрическим прикормом. Ведь в данном случае основную роль играет знакомство крохи с новыми видами пищи, а не ее обязательное съедение.

  1. Педприкорм начинают с каш или творога, сыра или йогурта. В первый раз достаточно 2-3 микродозы, каждая – размером в 1-2 рисовых зернышка.
  2. К концу первой недели порции постепенно увеличивают до объема 1-2 горошин. Уже допускается предоставлять малышу на самостоятельное съедение сушку, яблоко и морковку.
  3. Спустя месяц порции продолжают расти. Ассортимент продуктов расширяется. В рамках педагогического прикорма не следует давать ребенку много однотипной еды. Регулярно предлагайте крохе попробовать что-то новое.
  4. К возрасту 8-ми месяцев малыш сможет осилить до 50 г конкретного блюда за одно кормление. К этому моменту он уже должен самостоятельно сидеть за столом в своем стульчике для кормления.

Сохранение традиций

Педиатрический прикорм исключает добавление соли, из-за чего дети едят пресные блюда. Ведь у малыша при традиционной схеме питания персональный рацион, отличающийся от рациона других членов семьи. Кроха замечает, что мама с папой кушают что-то другое, возможно вкуснее, чем предложенное ему, начинает протестовать и проявлять повышенный интерес к «взрослой» пище.

Когда ребенка все-таки допускают за общий стол, после детских пюре он пробует новую, незнакомую для него пищу.

Из-за привычки к перетертой еде и плохо развитых жевательных рефлексов многие дети не могут полноценно питаться в детсадах. Возрастает опасность появления пищевой аллергии, сбоев в работе ЖКТ и расстройств питания.

Если ребенок страдает аллергией

В рамках методики педагогического прикорма существуют особые рекомендации для детей, склонных к аллергии.

Организм ребенка крайне чувствителен к пище, и даже без видимых причин у него могут проявиться первые симптомы аллергии.

Если при введении педприкорма у малыша наблюдается незначительное покраснение щечек, внимания на этот симптом не обращают.

Но если ситуация усугубляется, из рациона убирают все продукты с высоким аллергенным потенциалом.

Отказаться от текущей методики прикорма рекомендуется, если симптомы с каждым днем становятся заметнее и не проходят даже после перехода на строгий гипоаллергенный рацион.

Нельзя однозначно сказать, что методика педагогического прикорма лучшая. У каждой техники прикорма имеются положительные и отрицательные стороны. Поэтому каждый родитель вправе выбирать.

Источник: http://PitanieDetok.ru/prikorm/pedagogicheskij.html

Педагогический прикорм: хорошо забытое старое

Педагогический прикорм: хорошо забытое старое

Столько вопросов в последнее время про особенности  педагогического прикорма: что это за штука такая? Не опасно ли для ребеночка? Каждому ли подходит или есть какие-то ограничения?

Чтобы было проще понять для себя этот процесс — объясню все в этой статье.

Чем отличается педагогический прикорм от традиционного педиатрического. Разберёмся в особенностях знакомства грудничка с новыми вкусовыми ощущениями. Какие существуют преимущества и недостатки педагогического вида прикорма.

Прикорм — что такое?

  • Прикормом называется введение в рацион малыша дополнительных продуктов, с целью знакомства с новой едой;
  • Его вводят постепенно, учитывая готовность ребёнка;
  • ВОЗ рекомендует приучать детей ко взрослой пище после полугода. Позже можно, раньше не желательно, так как ферментная система малыша незрелая;
  • Если ваш кроха на грудном вскармливании, хорошо прибавляет в весе и росте, торопиться с прикормом не стоит, но и запаздывать тоже не рекомендую! При появлении признаков готовности к новым вкусам и консистенциям, имеет смысл начать приобщение ко взрослому столу.

Виды прикорма

В современной практике выделяют два вида: педагогический и педиатрический прикорм. Отличия между ними заключаются в технике, правилах, способах, сроках введения новых продуктов в меню грудничка.

  • Это традиционный способ введения дополнительных продуктов, который берёт начало с советских времён;
  • Врачами разработана специальная таблица, с рекомендуемыми видами блюд, где чётко расписаны: возраст, название пищи, количество в граммах;
  • Подобное обновление рациона постепенно заменяет грудное кормление и вытесняет его совсем к 1 году.
  • Существовал всегда и еще 70 лет назад люди бы удивились, что для такого знакомства с продуктами есть такое заумное название;
  • Он основан на постепенном приучении малыша ко взрослому столу на комфортных для всей семьи условиях.

Что такое педагогический прикорм

Если вам интересно, что такое педагогический прикорм, то суть его заключается в употреблении ребёнком тех же продуктов, что едите и вы.

При этом кроха остаётся на грудном вскармливании и оно является приоритетным в режиме питания.

  1. Вы постепенно приучаете малыша к общему столу;
  2. Во время завтраков, обедов и ужинов ваш грудничок наблюдает, как вы принимаете пищу и вы даёте ему крошечную дозу (в объёме рисового зёрнышка) из своей тарелки, внимательно наблюдая за реакцией;
  3. Разумеется, вы должны начать с безопасной дозы, по размеру и консистенции;
  4. Тактика педагогического прикорма основана на осознании того факта, что прикорм — это знакомство малыша с новой пищей. причем, желательно знакомить сразу с той пищей, которую ребенок будет кушать всю дальнейшую жизнь.  Это, конечно, очень кратко.

Мне даже сложно называть это каким-то типом прикорма, поскольку это просто определенный подход к введению прикорма, который можно успешно совмещать с обычным прикормом  в виде пюре.

Главнейший плюс такого подход — ребенок имеет устойчивый и крепкий аппетит на протяжении всей дальнейшей жизни +  хорошее пищеварение и отсутствие проблем с желудком.

Важно! Педагогический прикорм успешно применяют и мамы детей-искусственников. Ведь принципы прикорма и обучение поведению за столом подходят любому ребенку.

Основными целями педагогического прикорма являются:

  • приобщить малыша к семейным традициям принятия пищи (также интересная статья: Семейные традиции и годовые праздники>>>);
  • научить пользоваться столовыми приборами;
  • научить аккуратно кушать и правильно вести себя за столом;
  • сформировать у ребенка хороший аппетит, чтобы исключить насильственное кормление.

задача в педагогическом приёме: не накормить грудничка любыми способами, а познакомить с новыми вкусами и консистенциями еды.

По мере роста и созревания желудочно-кишечного тракта ребенка, вы постепенно увеличиваете дозировку новой пищи. Можно предлагать продукт небольшим куском, который малыш с удовольствием мусолит: яблочко, сухарик, баранка.

Так грудничок учится держать в руках продукт, самостоятельно подносить ко рту, пережёвывать. Обязательно следите за безопасностью.

После года вы уже можете полностью перевести кроху на общий стол.

Плюсы и минусы этого типа прикорма

Педагогический прикорм при грудном вскармливании считается наиболее физиологичным процессом приучения ребёнка к общему столу. Вас может шокировать то, что малышу предлагается не пюрированная еда.

Но подумайте, каким образом вводили прикорм наши прапрабабушки, когда не было ни мультиварок, ни блендеров, ни прочих приспособлений современного века? Вся семья имела единый рацион без различения возраста.

Рассмотрим положительные моменты педагогического прикорма:

  1. Научить пониманию ценности еды. Вы не заставляете малыша кушать.

Замечено, что дети, выросшие на этом типе прикорма, имеют прекрасный аппетит и едят предложенное без копания.

  1. Ощущение и следование сигналам своего организма.  Оглянитесь вокруг и посмотрите, сколько людей страдают от переедания или тяги к сладкому.   Это полное игнорирование потребностей тела, сформированное в результате советского прикорма.

При педагогическом подходе идет учет такой важной особенности рудничка: ребенок ест, подражая родителям, а не из чувства голода (по крайнем мере в самом начале прикорма).

Кстати, именно поэтому большинство детей, которых мамы начинают кормить по граммам из распечаток, выданных педиатром, сталкиваются к 7-8 месяцам с полным отказом ребенка от прикорма.

Если в 6 месяцев ребенок с удовольствием пробовал новые вкусы и съедал приличные объемы, то сейчас начинает сжимать губы и мотать головой.

Поздравляю! Вы своими действиями уничтожили пищевой интерес ребенка.

Самое лучшее, что можно сделать — это прекратить попытки накормить ребенка и начать действовать с учетом принципов восстановления и сохранения пищевого интереса.

В советские времена очень часто практиковалось форма манипуляции и насилия в принятии пищи: ложечка за маму, за папу и всех остальных. Такое поведение ведёт к устойчивому регулярному перееданию в дальнейшем и формированию нездоровых пищевых привычек.

  1. Ребёнок  учится жевать и глотать в  благоприятный для этого период.  Суть в том, что у ребенка есть физиологическая программа — научиться жевать и глотать твердую пищу в период с 7 до 9 месяцев. Если этот период упускается, а если вы кормите ребенка пюре, то точно пропускаете этот важнейший возрастной этап, то в дальнейшем сталкиваетесь с тем, что ребенок давится любым кусочком и может есть только пюре.

В моей практике были случаи, когда 2-3 летние дети оставались на питании жидкой пищей или могли есть только пюре, поскольку при попадании хоть малейшего твердого кусочка им в рот, у них начиналась рвота или они поперхивались и давились.

Коррекция такого состояния весьма сложна, требует времен и много терпения от мамы.

Гораздо проще все сделать правильно сразу, особенно сейчас, когда вы  об этом прочитали.

В курсе Азбука прикорма, вас будет ждать подробный блок о том, как правильно знакомить ребенка с кусочками, как соблюсти технику безопасности и как научить ребенка жевать.

Подробнее о курсе смотрите здесь>>>

  1. Приучать к правилам поведения за столом;
  • Этот процесс вы начинаете задолго до прикорма: месяцев с 3 – 4 держите кроху у себя на коленях за столом, сначала он выступает в роли наблюдателя;
  • После полугода, когда грудничок готов к знакомству с новой едой, даёте ему микродозы блюд;
  • Как только малыш научится устойчиво сидеть, устраивайте его в специальный стульчик для участия в общей трапезе (актуальная статья по этой теме: Когда ребенок начинает сидеть?>>>);
  • Можно выдать безопасную ложечку, крышечки с целью изучить предметы. Покажите, как пользоваться столовыми приборами. Также читайте близкую по теме статью: Как научить ребенка кушать самостоятельно?>>>
  1. Вам не придётся готовить отдельное меню малышу. Соблюдая элементарные правила здорового питания, составляете ежедневный общий рацион для всей семьи. Конечно, имеются продукты, которые противопоказаны маленьким детям. Это нужно учитывать и не предлагать.

Важно! Кормить грудью вы можете, как до взрослой еды, так и после. На этапе введения прикорма ребенок может все запивать маминым молоком и это нормально.

Когда вы только начнете  прикорм у вас могут появляться сомнения, трудности и многочисленные вопросы. Это нормально!

Чтобы вам было проще, для всех участниц курса Азбука прикорма я записала практические видео по тому, как и что нужно делать с ребенком за столом.

Вы сможете увидеть, как правильно сидеть с ребенком за столом,

как ребенок кушает кусочки,

как давать еду, чтобы укреплять пищевой интерес, а не разрушать.

Вы увидите видеоразборы прикормов других мам с детьми в возрасте от 6 до 11 месяцев.

Гораздо проще  вводить прикорм по понятным рекомендациям от практика.

Проходите по ссылке, выбирайте вариант участия и до встречи на курсе по введению прикорма!

Источник: https://uroki4mam.ru/pedagogicheskij-prikorm

Педагогический прикорм: как правильно организовать

Педагогический прикорм: как правильно организовать

Педагогический прикорм – новый метод, который не предлагает конкретные схемы и правила порядка введения и комбинации продуктов. Суть этой методики в том, чтобы давать грудничку взрослую пищу тогда, когда он ей заинтересуется.

Чтобы пробудить интерес, ребенка сажают за общий стол или держат на руках во время обеда или другого приема пищи. Грудничок постепенно привыкает к процессу принятия еды. При этом измельчать продукты не нужно, необходимо давать малышу микродозу продукта. Микродоза – капелька еды или твердая пища размером не больше фасоли.

Организация педагогического прикорма

Отметим, что идея педагогического прикорма подходит для мам, которые питаются правильно. Ведь если у вас на обед или ужин полуфабрикаты или жареная картошка, начинать прикорм с такой еды вряд ли вы станете.

При педагогическом прикорме нельзя давать еду насильно. Если ребенок отказывается и капризничает, отложите введение нового продукта и дайте попробовать в следующий раз.

Внимательно следите за самочувствием малыша. Начинайте давать еду только с маленьких порций. Если у ребенка обнаружилась негативная реакция, сделайте перерыв. За один раз пробуйте не более двух-трех микродоз одного продукта. Если грудничок реагирует на еду нормально, нет расстройств желудка и аллергии, постепенно увеличивайте порции.

При кормлении еду не надо перемалывать или измельчать, как советуют многие педиатры. Педагогический прикорм подразумевает, что для ребенка отщипывают и дают маленький кусочки. Однако важно следить за малышом, чтобы тот не съел слишком большую порцию и не подавился.

Помните, что грудное вскармливание нужно продолжать параллельно с кормлением обычной пищей. Резко отлучать младенца от груди нельзя. Как и когда можно отучать ребенка от грудного вскармливания, читайте по ссылке http://vskormi.ru/mama/kak-otuchit-rebenka-ot-grudnogo-vskarmlivaniya/.

Плюсы и минусы метода

Несомненный плюс такого метода в том, что малыш постепенно начинает отвыкать от грудного молока и постепенно переходит на взрослую пищу. При этом у грудничка улучшается аппетит, усиливается интерес к пище, а процесс питания происходит естественно. Кроме того, ребенок узнает правила поведения за столом и правила приема пищи.

Получая взрослую пищу в качестве прикорма, а не специальную детскую из баночек, малыш быстрее адаптируется к компонентам и консистенции настоящей еды. Учтите, что покупное детское питание часто содержит консерванты и синтетические добавки, ароматизаторы и стабилизаторы.

Педагогический прикорм облегчает жизнь и кормящей маме, ведь не нужно готовить грудничку отдельно. Но в этом случае женщина должна тщательно следить за тем, что она ест. О правильном питании при грудном вскармливании читайте здесь.

Когда вводить прикорм

Многие педиатры не рекомендуют начинать прикорм ранее 7-8 месяцев. Известный телевизионный доктор Комаровский советует прикармливать грудничка уже с полугода. Согласно педагогической методике после 8 месяцев дозировку пищи постепенно увеличивают и к одному году грудничок должен кушать две столовые ложки одного продукта.

Существуют признаки в поведении и развитии ребенка на грудном вскармливании, которые подскажут маме, когда можно начать прикорм. К таким признакам относят время, когда малыш уже самостоятельно сидит, интересуется взрослой пищей и не выталкивает ложку при кормлении.

Однако есть моменты, когда начинать прикорм нельзя, так как он только навредит малыша. Например, при сильном стрессе у ребенка.

Таблица поможет понять, когда грудничок готов к взрослой еде, а когда нет.

Можно начать прикормНельзя начать прикорм
Грудничку исполнилось полгодаБолезнь мамы или малыша
Ребенок проявляет интерес к взрослой едеПереезд или смена обстановки
Малыш понимает, когда нравится еда или нет. Если продукт не нравится, он отворачивает голову, а если нравится – тянется к ложкеДолгая разлука с мамой (выход матери на работу или отъезд)
Ребенок самостоятельно сидитПрорезывание зубов
Не отталкивает ложкуПоход в садик
Вес ребенка увеличился вдвое по сравнению с массой при рожденииДругие стрессовые ситуации в жизни малыша

Общие рекомендации и подробные правила введения взрослой пищи в рацион грудного ребенка вы найдете в статье “Первый прикорм малыша при грудном вскармливании”.

С чего начать прикорм

Многие педиатры рекомендуют в первую очередь давать малышам овощное пюре. Комаровский же советуют введение начать с творожка и кефира. По мнению доктора, молочные продукты наиболее походи на грудное молоко по составу. Тогда как пюре из овощей кардинально отличается. Комаровский уверен, что молочные продукты не принесут вред пищеварению малыша и сделают переход менее болезненным.

Независимо от выбранной методики существуют правила, которые упростят процесс перехода к взрослой пищи. К таким принципам относят:

  • Нельзя кормить насильно;
  • Первый прикорм лучше давать между 9 и 11 часами в первой половине дня после первого утреннего кормления грудью;
  • Кормите с чайной ложечки;
  • Не отказывайтесь от грудного вскармливания после начала введения прикорма;
  • Внимательно следите за самочувствием грудничка. При аллергии или расстройствах желудка на время прекратите кормить малыша тем продуктом, которые вызвал негативной реакцией;
  • Готовьте еду сами, тщательно подбирайте и промывайте продукты, смотрите дату изготовления и срок годности.

Источник: http://vskormi.ru/breast-feeding/pedagogicheskiy-prikorm/

Педагогический прикорм при грудном вскармливании

Педагогический прикорм при грудном вскармливании таблица

На самом деле педагогический прикорм можно еще назвать естественным. И появился он задолго до классических схем педиатрического прикорма при грудном вскармливании. Издавна наши предки прикармливали маленьких детей, находящихся на грудном вскармливании, с общего стола. Малышей знакомили со взрослой пищей прямо из своей тарелки.

В этом и есть суть педагогического прикорма- не накормить младенца взрослой едой, а познакомить его с миром другой еды, научить жевать и привить пищевые навыки и традиции.

В отличии от классического педиатрического прикорма здесь нет четкой схемы введения продуктов, крохе не нужно готовить отдельную еду, всю пищу он получает с самого начала с общего стола.

В конце статьи мы подготовили доп.материал. Посмотрите видео специалиста по ГВ и прикорму о том, чем кормить ребенка при педагогическом прикорме!

Главным показателем готовности является появление у ребенка пищевого интереса. Как понять если у вашего грудничка пищевой интерес?

Садитесь кушать за стол и ребенка берите с собой. Сажайте его к себе на колени и …..кушайте! Кроха может потянуться к красивой тарелке и блестящей ложке. Дайте ему ложечку.

Если этим он удовлетворится и будет с ней играть, значит интерес был не к еде, а к «игрушке». А вот когда пустая ложка малышу будет явно не интересна, когда он пальчики будет тянуть именно к еде – это и есть сформированный пищевой интерес.

Проявляется он абсолютно у всех детей. Просто в разное время. В среднем в промежуток от 6 до 8 месяцев.

Прикорм по месяцам при грудном вскармливании-таблица прикорма

Плюсы педагогического прикорма

  1. Он является наиболее физиологичным для организма ребенка. Во время беременности малыш получал через пуповину непрерывное питание. Конечно, ему не попадало все напрямую с тарелки мамы, но с мельчайшими нюансами вкусов еды, что кушала мама, он знакомится еще в утробе. И далее через грудное молоко малыш продолжает знакомиться со вкусовыми оттенками пищи.

    Вот поэтому, когда младенец получает еду с общего стола- она ему уже знакома.

  2. Минимален риск аллергических реакций на прикорм у ребенка. Пища вводится в микродозах, не вызывающих пищеварительных расстройств. Кроме того все запивается грудным молоком. Прикорм не заменяет грудное вскармливание. Это два разных процесса.

  3. Формирует навыки жевания и глотания за счет того, что малыш получает не пюреобразную пищу, а микродозу твердого продукта. Он учится ее пережевывать, передвигать мышцами рта и глотать.
  4. Учит ребенка правильному поведению за столом при принятии пищи.
  5. Для семьи это огромный плюс в поддержании здорового питания, ведь ребенка с общего стола нужно кормить только полезной пищей.

    А значит и все члены семьи перейдут на правильный, разнообразный и сбалансированный рацион.

Правила введения педагогического прикорма

  • Кушайте все вместе за столом. Не кормите ребенка отдельно от всех членов семьи. Дети учатся подражая старшим.
  • Не готовьте отдельно для ребенка. Он не станет это кушать, если в вашей тарелке будет что-то другое.
  • Сами не кушайте, по крайней мере на глазах у малыша, того, что ему давать не стоит (копчености, жареное, вяленое, соленое и пр.).
  • Не заставляйте кроху есть! Если он что-то не хочет кушать – не настаивайте. Голодным он не останется. Ведь с грудным молоком он все еще получает и энергию и питательные вещества. Доля грудного молока на этапе от введения прикорма до 1 года составляет 75-80 %.
  • За столом только едим. Никаких телевизоров, мультиков, телефонов, игрушек, книжек и прочего. Никто ребенка не забавляет за столом. Все кушают!
  • Не позволяйте малышу играть с едой, тем более кидать ее. Объясняйте из раза в раз, что так поступать нельзя и высаживайте из-за стола. Допустимо вновь вернуть просящегося за стол ребенка в этот прием пищи, но не более 2-х раз. После третьего раза непослушания за стол крошку не берите.
  • На глазах ребенка и сами обращайтесь с едой бережно и аккуратно. Не выбрасывайте при нем в мусорное ведро остатки пищи. У маленького человечка должно сформироваться осознание ценности еды.
  • Договоритесь со всеми домочадцами: на кухне главная мама! Она хранительница пищи, она готовит, она решает что семья будет кушать, она устанавливает правила прием пищи и поведения за столом. Так, например, если мама высаживает малыша из-за стола, то бабушке не стоит бежать за ним с тарелкой и просить скушать ложечку за дедушку.

В конце статьи мы подготовили доп.материал. Посмотрите видео специалиста по ГВ и прикорму о том, чем кормить ребенка при педагогическом прикорме!

Этапы педагогического прикорма

Первый этап начинается с появления у младенчика пищевого интереса и длится 6-8 недель. Начинайте брать ребенка с собой за стол 2-3 раза в день.

Садитесь к столу немного боком и сажайте дитё на свое дальнее колено (если вы правша- то на левое колено, если левша- то на правое).Придвигайтесь ближе к столу, так чтобы между столом и малышом практически не было свободного пространства.

Все тарелки и столовые приборы на столе отодвиньте подальше от зоны доступа маленьких ручек. Приступайте к трапезе. И ребенку дайте из своей тарелки 2-3 микродозы продукта.

Что такое микродоза? Если это пюреобразный продукт – это на кончике ложечки, если это твердый продукт – кусочек размером с рисинку, если жидкий – одна чайная ложка.

Итак, можно обмакнуть 1-2 раза ложечку в супе, или пюре, или каше и дать ее малышу со словами: « На, это тебе !». Кроха станет ее облизывать.

Потом отщипнуть от картошки, или другого овоща, или от мяса, кусочек размером с рисинку, положить пред маленьким гурманом и предложить ему взять самому пальчиками.

Напоследок дать малышу запить, предварительно налив в пиалообразную чашку водичку в объеме не более 1-2 чайных ложек.

Все это время не забывайте кормить и себя! Если малыш отвлекается, устал, не дает возможности вам докушать свою порцию – отсаживайте его на пол, на заранее приготовленный коврик, или пеленку с игрушками.

Здесь можно выдать ему большие куски твердых продуктов – сушку, морковку, яблоко, сухарик. Пока он будет их мусолить, вы сможете доесть свою порцию.

Когда перейдете к следующему блюду – снова возьмите ребенка к себе на колени и предложите ему микрокусочек из вашей тарелки.

Сразу после окончания принятия пищи предложите ребенку запить ее грудным молочком. Ферменты вашего молока наилучшим образом помогут желудочно – кишечному тракту ребенка переварить новый продукт. Каждый день предлагайте в 2-3 микродозах пробовать новый продукт из вашего рациона.

Через 6-8 недель от начала прикорма можно познакомить малыша со всеми основными вкусами вашего обычного меню.

Далее следует второй этап. Начинайте немного увеличивать по размеру дозы продуктов, с которыми ребенок уже знаком. Например, на один прием ему можно дать 2-3 кусочка картошки, или овоща, размером 1 *1 см., или 1-2 чайных ложек супа, пюре. Но новые продукты вводите с микродоз.

Кроху пока еще можно продолжать сажать к себе на колени. А можно и в детский стульчик, но придвинув его столешницей вплотную к общему столу. У маленького человека должно быть ощущение и принятия себя как сидящего за общим столом. Давайте ребенку собственную тарелку и ложку. Предлагайте воспользоваться салфетками.

На третьем этапе, к первому году малыша, разовая порция одного продукта на один прием увеличивается до двух столовых ложек. Если просит еще – предлагайте другой продукт в том же объеме. На этом этапе еда для ребенка уже рассматривается как средство утоления голода и источник энергии.

На последнем, четвертом этапе ребенок полностью переходит на общий стол. Это происходит приблизительно через год после введения прикорма, т.е. начиная с 1,5 лет.

Кроха сидит самостоятельно на стуле за столом, аккуратно кушает с помощью ложки и вилки, пользуется салфеткой, благодарит маму за еду.

Грудное вскармливание на этом этапе может продолжаться согласно особенностям кормления грудью после 1/2/3 лет.

Конечно, на начальном этапе, несмотря но множество плюсов педагогического прикорма, вы столкнетесь с одной сложностью. Ребенок, его одежда, стол, пол, и даже вы сами будете неизбежно, но в разной степени, испачканы в еде. Подойдите к этому философски: малыш учится! И вы ему помогаете! Очень скоро вы будете умиляться над его способностями кушать самостоятельно и аккуратно!

Источник: https://viline.tv/sdelai_sam/article/pedagogiceskij-prikorm-znakomim-rebenka-so-vzrosloj-pisej

Педагогический прикорм при грудном вскармливании: основные правила

Введение прикорма в рацион ребенка иногда заставляет родителей поволноваться. Как правильно приучить малыша к обычной «взрослой» пище, чтобы не навредить его желудочно-кишечному тракту?

Существует две общепринятые схемы прикорма, хотя педиатры признают только одну.

  • Педиатрический прикорм — постепенное введение продуктов в рацион ребенка. Возможно изменение очередности введения тех или иных продуктов в зависимости от веса грудничка и его особенностей. Особенностью является отдельное приготовление блюд и их измельчение до однородного пюре.
  • Педагогический прикорм — в рацион ребенка не вводится какой-то отдельный продукт. Это скорее ознакомление со взрослой пищей. Не требуется отдельное приготовление блюд. Кроха постепенно адаптируется к той пище, которую употребляют его близкие.

Подробнее о педагогическом прикорме

Выборочное чтение может дать искаженную информацию. Поэтому основные принципы сформулируем вкратце здесь.

  • Педагогический прикорм вводится не ранее 6 месяцев.
  • Ребенок ест вместе с мамой или папой, сидя у них на руках.
  • Еда для прикорма берется из маминой тарелки, куда она попадает из общей кастрюли (отдельно готовить не надо!).
  • В первое время крохе даются микродозы еды — размером с маленькое пшеничное зернышко, просто чтобы попробовать.
  • Еда должна быть разнообразной.
  • Еда должна быть невредной (никаких копченостей, полуфабрикатов или беляшей из местной чебуречной).

Всем ли детям подходит педагогический прикорм?

Сегодня педагогический прикорм — довольно модное словосочетание. Но применять такую схему введения взрослой пищи можно далеко не ко всем деткам.

  1. Педагогический прикорм можно предлагать только тем детям, которые находятся на грудном вскармливании по требованию. Ребенок должен получать грудное молоко так же часто, как и раньше — по первой просьбе. Обязательны ночные кормления. Педагогический прикорм не предполагает постепенное замещение кормлений на полноценную еду. Основная пища — грудное молоко, остальное — только ознакомление.
  2. Детям, склонным к пищевой аллергии, рекомендуется педиатрический прикорм. При педагогическом очень сложно отследить, от какого продукт у вашего чада появились высыпания. Даже если мама ест те же самые продукты, существует вероятность аллергии у ребенка (хотя и довольно низкая).
  3. Если малыш не удвоил свой вес к полугоду, возможны проблемы с желудочно-кишечным трактом. Только педиатр по результатам осмотра и анализов может рекомендовать схему прикорма. Скорее всего, она будет отличаться от общепринятой схемы, чтобы учесть все особенности вашего малыша.

Подготавливаем ребенка к педагогическому прикорму

Основное привило педприкорма — приучаем к еде постепенно. Начиная с трех-четырех месяцев мама или папа берут малыша на руки во время еды. Грудничок не участвует в процессе, просто наблюдает. Не стоит брать кроху за стол при каждом принятии пищи, 1-2 раз в день вполне достаточно.

Считается, что таким образом ребенок знакомится с культурой принятия пищи. Также малыш изучает предметы, которые используются для еды. Он замечает, что пьют родители из чашек, суп едят ложкой, а хлеб — руками.

Взрослые не балуются едой, не размазывают ее по столу и т. д. К сожалению, нет никаких гарантий, что ваше чадо так делать не будет. Пример должен быть, но все малыши стремятся к познанию.

Главное — их в этих действиях не поощрять.

Когда ребенок готов к прикорму?

Основное правило — у ребенка должен появиться пищевой интерес, но не раньше, чем в 6 месяцев. До полугода вводить какой-либо прикорм не рекомендуется. Как выглядит детский пищевой интерес? Малыш начинает тянуться к еде. Если вы даете ему вместо еды игрушку или салфетку, он их выбрасывает и требует пищу. Если даже грудное кормление не помогает отвлечь ребенка — значит, пора.

Откуда берется такое ненасытное желание что-то попробовать? В желудочно-кишечном тракте ребенка начинают дозревать ферменты для переваривания пищи. Такой нагрузки, как грудное молоко, им уже мало. Тогда они начинают передавать сигнал в головной мозг — срочно нужна еда! И малыш начинает ее искать и требовать.

Не менее важно, чтобы кроха достиг определенных умений:

  • мог донести еду до рта (рукой или ложкой);
  • помещенную в рот еду мог проглотить или выплюнуть, если она ему не понравилась,
  • гаснет выталкивающий языковый рефлекс, и теперь помещенная в рот пища может пережевываться деснами.

Совет

Нельзя начинать прикорм во время болезни ребенка или мамы. В этот период грудное вскармливание необходимо крохе как никогда, чтобы помочь выработать антивирусную защиту.

Также не рекомендуется начинать прикармливать грудничка во время каких-либо существенных перемен в его жизни (ремонт, переезд, появление зубов у крохи и т. д).

Малышу необходима адаптация к новым условиям в течение 1–2 недель.

Как правильно организовать педагогический прикорм?

Правила организации педагогического прикорма довольно просты.

  1. Ребенок ест ту же еду, что и мама. Если у него нет аллергии на мамино молоко, то нет и на продукты, которые она сама употребляет (хотя бывают редкие исключения).
  2. Кроха во время еды сидит на коленях у мамы, лучше с левой стороны, чтобы не мешать еде.
  3. Еду для малыша не нужно измельчать до гомогенного состояния. Если в вашей тарелке, например, гречневая каша, ребенку предлагается одна крупинка, и он ее проглатывает либо выплевывает назад, раз уж гречка ему не по нраву.
  4. Вся еда дается поначалу в микродозах — размером с пшеничную крупинку. Цель для ребенка — не наесться, а попробовать что-то новое. Если кроха просит еще, можно ему дать микродозу дополнительно, но не более трех раз. Если малыш настаивает, нужно мягко переключить его внимание на что-то другое. Нельзя перекармливать ребенка одной и той же едой, чтобы не пропал его пищевой интерес. Нужно давать разнообразную пищу. Только с 8–9 месяцев объем микродоз постепенно увеличивают, и годовалый малыш получает около двух столовых ложек одного продукта.
  5. Ребенок самостоятельно берет и подносит еду ко рту — ложкой или рукой. Мама только контролирует.
  6. Жидкости также даются малышу в малых дозах. Если ребенок хочет попробовать ваш чай, можно дать ему попробовать пару глотков. Так как кроха находится на естественном вскармливании, считается, что дополнительная жидкость ему не нужна.
  7. Грудное вскармливание не прекращается, и не уменьшается количество прикладываний. Ребенок получает грудь по требованию, как и до введения прикорма.

Совет

Педагогический прикорм возможен только в том случае, если ваша семья питается правильно. Речь не идет о приготовлении на пару или вегетарианстве. Не нужно бросаться в крайности. Просто исключите из вашего питания полуфабрикаты, копчености, слишком острые и слишком жирные блюда.

Совмещение различных схем прикорма

Очень часто педиатрический и педагогический подходы шагают рука об руку. Например, ребенок находится на педиатрическом прикорме, мама варит ему отдельно супчик и кашку, взбивает блендером. Но малыш иногда просит бананчик, хлеб или вылавливает картошку у папы из тарелки. Давая малышу попробовать новые продукты, родители осуществляют педагогический прикорм.

И наоборот, если маме нужно срочно оставить грудничка, который находится на педприкорме, а сцеженного молока нет, она может предложить дать крохе на обед баночное питание или измельченное с помощью блендера пюре. Подкармливать ребенка, который находится на прикорме, смесью нецелесообразно. Если он пробовал «взрослую» пищу, от разового употребления пюре ничего плохого не случится.

Плюсы и минусы педагогического прикорма

У педагогического прикорма есть свои сторонники и противники. И те, и другие могут быть правы относительно одного конкретного ребенка и его семьи.

Плюсы педприкорма

  1. Маме не нужно готовить. Это, наверное, самое большое достоинство для женщины. Ведь ей не нужно тратить дополнительное время на приготовление, можно провести это время с ребенком.
  2. Ребенок сразу привыкает к твердой пище. Не нужно измельчать ее, а также заново приучать малыша есть после перехода от пюре к кусочкам.
  3. Кроха с самого начала учится есть самостоятельно. Мама только помогает ему, ложку он подносит ко рту сам.
  4. Ребенка не надо уговаривать поесть. Сидя за общим столом, он больше интересуется едой, чем в одиночестве. Если же малыш есть не хочет, никто не настаивает. Ему достаточно грудного вскармливания.
  5. Существует теория, что перемолотая пища прилипает к желудку и пищеводу, замедляя ее переваривание. При педприкорме кроха ест сразу кусочками, так что такая проблема отпадает.

Но там, где есть достоинства, можно найти и недостатки.

  1. Есть, одновременно держа ребенка на руках и помогая ему, – сомнительное удовольствие. Нужно контролировать, чтобы кроха ненароком не перевернул тарелку и не размазывал еду по столу.
  2. Так как малыш с самого начала ест сам, еда оказывается на одежде карапуза и его мамы, а также на столе и под ним. Не у всех хватит терпения стирать и убирать по 3–4 раза в день.
  3. Иногда всей семье необходимо исключить из рациона определенные продукты — полуфабрикаты, приправы, майонез и т. п.
  4. Трудно определить, на какой продукт у ребенка появилась аллергия.
  5. Так как микродозы прикорма ребенку нужно запивать маминым молочком, неудобно кормить его грудью за столом. А если у вас гости, то и невозможно. Приходится уходить из-за стола, чтобы уединиться.

Какой прикорм выбрать, конечно же, решать родителям. Но редко кто выполняет все правила той или иной схемы питания. Зачастую мама выбирает то, что подходит ее ребенку и ей. Главное — слушайте свое сердце, и тогда с прикормом у вас не будет никаких проблем.

Источник: http://TheRebenok.ru/kormlenie/prikorm/pedagogicheskij-prikorm-pri-grudnom-vskarmlivanii.html

Мамино счастье
Добавить комментарий